Контактный телефон

Телефон: +7(812)446-43-98 Оставить вопрос

Буллинг/Скулшутинг

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в школе, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении. Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени неоднократно сталкивается с намеренным причинением вреда или дискомфорта со стороны другого человека
или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений».
Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой)
со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит). По определению И.С. Кона, буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе [5].
Можно выделить некоторые особенности буллинга:
1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы,
с другой - пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает
здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика
и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу),
где оно происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита
и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер.
 Наиболее распространенные акты буллинга:
 • негативные разговоры о ком-то за его спиной;
• распространение слухов и лживых сведений;
• обзывание и придумывание обидных прозвищ;
• выставление в смешном виде;
• унижающие и обесценивающие взгляды и жесты;
• передразнивание;
• объявление глупым («дураком»);
• непозволение сказать свое слово, ответить;
• изоляция от остального классного сообщества (бойкот);
• отбирание, прятание, повреждение школьных принадлежностей и/или других вещей, одежды;
• необоснованные обвинения;
• пинки, удары;
• шантаж, вымогательство;
• сексуальные домогательства;
Прямой, активный буллинг
Основные действия:
• дразнить
• угрожать
• обесценивать
• оскорблять
• унижать
• компрометировать
• преследовать, причинять неприятности, мучить
Непрямой, пассивный буллинг
Основные действия:
• изолировать
• вредить репутации
• распространять слухи
• отбирать личные вещи и портить их
Особо жестокий буллинг
• Физическое насилие, заставляющее жертву страдать.
• Деяния, граничащие с уголовно наказуемыми

Выявление и диагностика буллинга
В. Дома
Первичные признаки:
 Возвращается домой из школы с порванной одеждой, с порванными учебниками или тетрадями.
 У ребенка есть следы - синяки, порезы, царапины, или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (то есть не связаны с игрой, случайным падением, кошкой и т.п…).
Вторичные признаки:
 Никогда не приводит домой (после школы) одноклассников или других сверстников или очень редко проводит время в гостях у одноклассников
или в местах, где они играют/проводят время.
 Нет ни одного друга, с которым можно провести время (играть, сходить
в кино или на концерт, погулять или заняться спортом, поговорить
по телефону и т.п.).
 Ребенка никогда не приглашают на праздники/вечеринки, или он сам
не хочет никого приглашать и устраивать праздник (потому что считает,
что никто не захочет придти).
 Боятся или не хотят идти в школу, по утрам перед школой плохой аппетит,
частые головные боли, боли в желудке, расстройство.
 Выбирает длинный и неудобный путь в школу и из школы.
 Беспокойно спит, жалуется на плохие сны, часто во сне плачет.
 Потерял интерес к школьным предметам/занятиям, ухудшилась успеваемость.
 Выглядит несчастным, расстроенным, депрессивным, или наблюдаются частые перемены настроения, раздражительность, вспышки.
 Требует или крадет деньги у родителей (чтобы выполнить требования «агрессоров»).
Наличие агрессивных (часто дерущихся, постоянно задевающих
и оскорбляющих других детей, импульсивных) детей должно настораживать взрослых в отношении возможности существования буллинга.
КРАТКО О СКУЛШУТИНГЕ
Скулшутинг – это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.
За рубежом случаи стрельбы в школе известны с начала XX века. Еще в 1927 году в США в результате массового расстрела в школе города Бат погибли 44 человека, 58 получили тяжелые травмы. С тех пор подобные случаи получают свое распространение на территории всего мира, в том числе
и в России. Школа «Колумбайн» в США, в которой в 1999 году произошло самое громкое вооруженное нападение учеников на своих одноклассников. Этот случай получил широкий общественный резонанс. Тогда в результате стрельбы погибли 13 человек. К сожалению, у подростков, устроивших тогда стрельбу в школе, появились последователи, которые стали повторять такие страшные поступки.
Подростки наиболее подвержены влиянию, поэтому часто совершают поступки, аналогичные тем, о которых прочитали в книге или журнале, узнали из Интернета.
Причины совершения детьми скулшутинга
Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей
к скулшутингу.
Среди внешних факторов можно выделить:
- отсутствие внимания родителей к ребенку;
- ссоры с членами семьи;
- трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними
и педагогами;
- буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части;
- смерть родственников и друзей;
- доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме;
- интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».
К внутренним факторам следует отнести:
- депрессивное состояние ребенка;
- внушаемость и ведомость ребенка;
- психические отклонения у ребенка.
Факторы, способствующие проявлению скулшутинга
1. Дети, которые воспитываются в семьях, где царит насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.
2. Родители, которые не интересуются жизнью, увлечениями и проблемами ребенка, могут спровоцировать развитие у него пассивной агрессивности.
3. Отсутствие общения со сверстниками может стать причиной появления у ребенка серьезных психологических проблем.
4. Сверстники обзывают, дразнят и бьют ребенка, портят вещи или отбирают деньги, распространяют слухи и сплетни про него.
5. Нападение на учащихся в России часто совершаются с использованием холодного оружия, поскольку нож ребенку достать проще, чем огнестрельное оружие.
6. Под влиянием компьютерных игр ребенок может утратить чувство реальности и не видеть разницы между убийством человека в игре и его смертью в реальной жизни.
7. Ребенок, планирующий нападение на своих сверстников, как правило, в сети Интернет поддерживает общение с другими последователями идеологии «скулшутинга».
Пути решения проблемы скулшутинга
Станьте другом для ребенка, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым, уделяйте больше внимания его проблемам и взаимоотношениям со сверстниками; учите ребенка общению с людьми вне Интернета; организуйте досуг ребенка во внеучебное время (посещение кружков и секций); тесно взаимодействуйте с участниками образовательного процесса, чтобы знать о его проблемах; не храните огнестрельное и холодное оружие в местах, доступных для ребенка; контролируйте действия ребенка в социальных сетях, установите и оцените его круг общения; обратитесь за помощью к специалисту в случае замкнутости ребенка, резкого изменения его поведения и проявлений агрессивности.
О чем нужно помнить
8 800 347 5000 - телефон службы поддержки для взрослых (каждый обратившийся, в том числе анонимно, сможет получить помощь психолога, который поможет понять детские проблемы и научит общению с ребенком)
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Где могут оказать помощь детям, пострадавшим в теракте или чрезвычайно эмоционально переживающим информацию о произошедшем теракте?

576-10-10 (круглосуточно) - Отделение медико-социально-психологической и психотерапевтической помощи с телефоном доверия ЦВЛ «Детская
психиатрия»
8-800-2000-122 (круглосуточно) – Всероссийская служба детского телефона доверия. 
004 (круглосуточно, анонимно) – Городской мониторинговый центр
(психолог для детей и подростков). 
251-00-33 (круглосуточно, анонимно) – телефон доверия консультативно-диагностического центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента». 
708-40-41 (круглосуточно, анонимно) – экстренная психологическая помощь для детей, подростков и их родителей института психотерапии «Гармония». 
344-08-06 – телефон доверия экстренной психологической помощи семьям
в трудных жизненных ситуациях. 
573-21-81 телефон доверия ГУ МВД России по Санкт-Петербургу
и Ленинградской области e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.